Дома и улицы Старой Риги
Jan. 5th, 2013 12:35 pm
В самом начале своего существования Рига была окружена стеной, поэтому росла она не вширь, а вглубь. Узкие кривые улочки образовали сложный лабиринт, дома тесно прижимались друг к другу.
Первоначально улицы были широкие, но постепенно стали застраивать проезжую часть, и они стали такими узкими, что по утрам соседи, которые жили в домах напротив друг друга, могли по утрам прямо из окон здороваться друг с другом за руку.
В самом начале своего существования Рига была окружена стеной, поэтому росла она не вширь, а вглубь. Узкие кривые улочки образовали сложный лабиринт, дома тесно прижимались друг к другу.

Остатки городской стены
Сохранилась древняя латышская песня про Ригу. Приблизительно она звучит так:
Крест к кресту, зубец к зубцу
Город Рига построен.
Сквозь кресты, сквозь зубцы
Не видно солнышка...
Сужаться улицы Риги начали еще в 14 веке, но особенно тесно стало в городе в 17 веке. Город богател, люди строили дома и амбары.
В такой тесноте деревянные дома были бы немыслимы, но уже с конца 13 века в Риге было разрешено строить только каменные дома.
Главные улицы Риги вели к старым рижским поселениям. Сейчас этим старым улицам вернули прежние названия: Калькю (Известковая), Аудею (Ткацкая), Грециниеку (Грешников), Тиргоню (Купеческая), Скарню (Месницкая), Амату (Ремесленная). Сохранились свидетельства, что Ремесленную улицу в народе называли "Дорога к гильдиям".
Улицу Смилшу (Песочная) назвали так потому, что там постоянно вязли телеги.
Довольно долго прямо в домах держали скот и выводили их за город на пастбища по определенным дорогам. Одна из таких дорог - Ганибу дамбис (Выгонная дамба) - современная городская улица, носит это название в память о тех временах.

Уголок древней Риги
Самый большой урон Старой Риге был нанесен в 20 веке. В 30-ые годы прошлого столетия сносили целые кварталы "ненужного старья", во время Второй мировой войны были разрушены многие старинные здания, которые после войны восстанавливать не стали, а просто снесли. Но кое-какие жилые дома все-таки остались.
Первые дома рижан были достаточно скромными и строились по одному образцу. Те, которые строили в 15-16 веках, имеют ступенчатые фронтоны и вместительные чердаки. Окна узкие и высокие. На первом этаже большая комната с очагом и сени. Здесь обычно и жила вся семья и ученики хозяина и подмастерья. Днем постель складывали в ящики, и комната становилась мастерский.
Чердаки обычно были складами, куда с помощью специального приспособления поднимались грузы.
Первоначально жить в Риге не отказывалось никому. Каждый, кто хотел здесь жить, становился полноправным гражданином - бюргером.
Позже начались различные запреты, и местное население стало селиться в пригородах - форштадтах.
А в форштадтах разрешалось строить только деревянные дома. Здесь люди разводили скот и выращивали овощи.
Часто форштадты просто сжигали, просто для того, чтобы противник не мог незаметно приблизиться к городу. Так, с 16 по 19 век рижские предместья сжигали 8 раз.
В самом центре Старого города стоят три средневековых дома - "Три брата" ("Tris brali "), как их зовут. Самый старший брат построен в 15 век. Средний брат - 16, и самый младший, "зеленый брат" - в 17. Типичная застройка средневековой улицы.
В Старой Риге есть интересный дом - дом Рейтерна. Построен он в 1685 году богатым купцом по фамилии Рейтерн в стиле северного барокко главным рижским мастером Рупертом Бинденшу. Купец был сказочно богат, ему принадлежал весь остров Коюсала, он ездил в карете с настоящими стеклами, он позволял себе все то, что не позволяли другие, нарушал правила и платил за это огромные штрафы, ходили слухи, что он одалживал деньги шведскому королю.
По тем временам он построил себе роскошный и комфортабельный дом. На первом этаже были торговые помещения, на втором - его апартаменты, на третьем жили приказчики. На чердаке был устроен склад.
.
Сейчас в здании дом журналистов. От первоначального убранства дома мало что сохранилось.
Не менее известен другой купеческий дом, построенный в 1696 году богатым лесопромышленником Данненштерном.
Первоначально этого человека звали Эрнст Мэтсью, был он мелким чиновником шведской администрации. Разбогатев, купил себе дворянский титул и стал фон Данненштерн.
Дом Данненштерна больше дома Рейтерна. Построен в стиле шведского барокко.
А извесен дом своей историей и тем, что там живет привидение.
У купца Данненштерна была дочь на выданье. Умница-красавица, да еще с огромным приданым. Девушка всем женихам давала от ворот поворот (говорят, в претендентах на ее руку числился даже какой-то захудалый принц). Отец хотел выдать дочку за своего партнера по бизнесу. А сама красвица влюбилась в русского офицера. Обычная история.
Отец уже назначил день сговора с женихом, но тут вмешалась судьба в лице... русского царя Петра I.
Русский офицер воспользовался приездом Петра в Ригу (Петр привез в подарок Риге несколько кораблей) и попросил о помощи.
Купец не посмел отказать монарху , и молодые поженились.
Офицер увез молодую жену в Россию, и следв их затерялись, но история на этом не закончилась.
Прошло полтора века, в доме жили совсем другие люди, и вдруг однажды утром служанка обнаружила человека, который стоял на коленях и молился... голландской печке.Служанка закричала, сбежался весь дом, а незванный гость об'яснил, что он не вор, дверь открыл собственными ключами. Он правнук той самой дочери фон Данненштерна, которая уехала в Россию.
Мать перед смертью попросила сына поехать в Ригу и ее отчий дом, но сын не успел это сделать - его сослали в Сибирь. Так получилось, что волю прабабушки смог исполнить только ее правнук.
А приведение этого дома связано совсем с другой историей. Одна из родствениц хозяев дома перед своей смертью заказала себе гроб, чтобы посмотреть, как она будет в нем выглядеть. Но гроб ей сколотили кривой и из тонких досок. Старуха возмутилась и наотрез отказалась хорониться в этом гробу. Она завещала похоронить в нем какого-нибудь бедняка, который умрет в этом доме и отправила черный ящик на чердак.
Так этот гроб и пылился почти 200 лет на чердаке. Когда для проветривания открывали окно, прохожие пугались и шарахались от этого черного гроба. Куда он в конце концов исчез никто не знает. Говорят в пустом доме бродит привидение старухи и ищет: куда спрятали ее подарок.